Skazka / Из жизни.

Человек нужен другим только после смерти?

Вот есть семья. Можно даже сказать, семейный клан. Несколько родных-двоюродных сестер-братьев уже со своими семьями, не сильно отличающиеся по возрасту и социальному положению. Живут все рядом, часто общаются, помогают друг другу в бытовых вопросах, встречаются на семейных праздниках, в случае необходимости - одалживают друг другу деньги или просто скидываются все вместе на помощь кому-либо...

Один из членов семьи - Иван. Основная его черта - любитель выпить. При этом работает водителем. Жена -  так же склонна к алкоголю. На пару довольно быстро семья катится вниз. В пьяном угаре за год рожают двоих детей. Остальные члены семьи пытаются помогать, советуют лечиться, отдают б/у одежки детям и периодически их подкармливают. К какому-то результату это не приводит. Ивана периодически увольняют с работы, с водителя он становится сторожем, разнорабочим, дворником, потом и вовсе безработным. Жена, не сильно от него отличающаяся, все-таки уходит с детьми к своим родителям (тоже, к слову, довольно-таки пьющим людям). Это ведет к окончательному падению Ивана, и спустя несколько лет он попросту превращается в опустившегося практически бомжа - дом есть, старый, но добротный, оставшийся в наследство от деда, но без нужного досмотра постепенно разрушающийся. Разваливаются печи, за неуплату отключают электричество... Иван живет за счет того, что помогает соседям, не брезгует что-нибудь стащить по мелочи. Иногда добрые люди покормят просто так. Соседи, кстати, гораздо чаще, чем родственники.

А другие члены семьи иногда обсуждают, как живет Иван, на семейных мероприятиях. Его самого, понятно, на эти мероприятия давно никто не зовет - кому приятно сидеть за столом с неопрятным опустившимся алкашом. Но как-то помочь, что-то сделать - вроде некому и некогда. Надо растить своих детей, учить их в вузах, выдавать замуж и женить. Внуки уже у кого-то пошли... Жаль, конечно, человек пропал, но сам виноват и т.п.

В один день Иван умирает. Буквально под забором. Пришел во двор к такому же пьющему приятелю, попросил дать воды. Пока тот вернулся из дома с кружкой - Иван уже лежал.

Семейный клан собрался и решил, что похороны нужно сделать "как положено". По-человечески надо похоронить. Жить, значит, как собака, можно, а хоронить так нельзя. Поэтому все собрались деньгами, заказали катафалк, раздобыли приличную одежду, купили гроб и все необходимое. Пригласили священника. Конечно, организовали поминальный стол. В день похорон пошел дождь, и кто-то из родных сказал: "А ведь неплохим человеком был, и даже природа о нем плачет"... А по прошествии положенного времени - снова собрались и установили надгробье. Чтобы было как у людей. Не собака же...

П.С. Скоро Радуница. Люди пойдут на кладбище навестить умерших родных. Пойдут и родственники Ивана. Там, на деревенских кладбищах, покоится уже не одно поколение членов семьи. Все местные, коренные жители. Несколько искусственных цветов, конечно, положат и на надгробье Ивана. И обязательно вспомнят, что неплохим человеком, в принципе, был. Мастером хорошим. Собрать, разобрать машину для него было без проблем. Никому не отказывал помочь.

П.П.С. Я не люблю тему смерти, похорон. Считаю, человек умирает навсегда. Все, что остается - память. Не люблю все эти похоронные обряды. Не люблю посещать кладбища. Холмик или надгробье ничем не напоминают мне ушедшего человека. Терпеть не могу все эти поминальные застолья, "9 дней", "40 дней", когда люди зачастую вообще забывают, зачем собрались. Не понимаю откладывания денег "на похороны, чтобы было все как положено". Психологи говорят, что человеку нужно место, куда он может прийти к своим умершим родственникам (могилы, кладбища, склепы), но мне не надо. Я прекрасно помню, о ком-то грущу и воспоминаю с теплом и сидя дома.

И еще. Некоторые близкие умерли, когда я была уже довольно-таки взрослой и даже вообще взрослой, совсем недавно. Но странно - я с трудом вспоминаю даты их смерти. Чаще всего вообще не помню. Зато помню все дни рождения.
  • Lapka, 15.04.2018 16:17 #
    +5
    5
    Это просто повод собраться, вспомнить. Можно и не на кладбище, но такая традиция.
    ответить на комментарий
    • Skazka, 15.04.2018 20:01 #

      Не люблю традиции и по возможности избегаю участия в них.
      ответить на комментарий
  • krem, 15.04.2018 16:32 #
    +10
    10
    Все нормально, родственники выполнили свой долг. Они не могли прожить жизнь за него согласного своих правил.а водить за руку взрослого человека глупейшее и бесперспективное занятие.
    ответить на комментарий
    • Skazka, 15.04.2018 20:06 #

      Конечно, водить за руку - дело последнее, если человек сам не хочет. Только вот все эти застолья, грустные речи не понимаю.
      ответить на комментарий
      • krem, 15.04.2018 20:42 #
        +2
        2
        Это традиция. Нельзя же человека как собаку закопать и все. Это определенная процедура действий давно сложившаяся, кто-то то придерживается ее кто-то нет, но альтернативы пока нет.
        ответить на комментарий
        • Skazka, 15.04.2018 20:54 #

          Ну не закопать. Но неужели без застолья и алкоголя никак нельзя? Мне наоборот кажется логичным не употреблять алкоголь по поводу смерти человека, который от пьянства умер.
          ответить на комментарий
          • krem, 15.04.2018 21:33 #
            +6
            6
            Я хожу на похороны в последнее время все чаще к сожалению. Я чувствую внутреннюю потребность попрощаться с человеком. Которого я знала или который был мне родственником. И ещё конечно это не то мероприятие куда хочется идти' и если всё не пойдут вообще получится можно дать денег и пусть специально обученные люди закопать да и все. По поводу алкоголя. Во первых это не так уж распространено. Примерно в половине случаев его на поминках не вижу. Сама ничего против не имею. Во первых это не пьянка. Выпивают традиционно по 3 рюмки.иногда немного более но без фанатизма. Это позволяет людям немного расслабиться и поговорить. Сейчас свадеб не делают родня собирается в основном на поминках.Ничего плохого не вижу если люди помимо основной цели собрания могут просто поговорить, обменяются новостями. Конечно понятие родственных связей сильно трансформируется, но тем не менее.
            ответить на комментарий
            • Skazka, 16.04.2018 12:11 #

              Не знаю, у нас, по-моему, очень распространено. ни разу не была на поминках без алкоголя. Только у протестантов.
              ответить на комментарий
  • Gina, 15.04.2018 16:52 #
    +2
    2
    Тоже считаю, что правильно сделали. До поры до времени помогали ведь, но если человек сам не хочет жить, что-то делать, то сколько это может продолжаться. А похоронить достойно можно и нужно, да. Чтобы другой такой клан не думал о них же плохо.  А что стало с женой Ивана? И как сложилась жизнь у их детей?  Думаю, что это нормально не помнить даты смерти. Они не такие говорящие. Гораздо значимее даты рождения. Ведь даже о покойном близком человеке мы в этот день думаем: «А ведь исполнилось бы столько-то».
    ответить на комментарий
    • Skazka, 15.04.2018 20:13 #

      Да, главное, чтобы другие плохо не подумали. Жена Ивана не сильно его пережила. Умерла где-то через 2 года от цирроза печени. Дети отучились. Сын закончил строительное ПТУ, отучился при военкомате на права, служил в армии. Работает строителем, то в заработки какие-то ездил, то на месте. Женат, ребенок есть. Мне кажется, он тоже не прочь бы выпить, но жена такая, что держит его в руках. Вроде неплохо живут, получили блок в общежитии. Дочка неплохо в школе училась, после 9-го класса пошла в колледж. Потом работала, поступила заочно в вуз. Уже вроде заканчивает. Неплохая девушка. Была у нее страшная личная ситуация, заслуживающая отдельного поста. Сейчас вроде все нормально, живет с парнем, у которого хорошая работа, жилье есть, машина. Меня просто как-то упрекнули: как ты не помнишь, что в этот день бабушка умерла? Как тебе не стыдно?
      ответить на комментарий
      • Gina, 15.04.2018 22:40 #

        Понятно, спасибо.
        ответить на комментарий
  • elina, 15.04.2018 17:09 #
    +2
    2
    Каждая семья живет согласно своим традициям, принятым семейным устоям, велению души и сердца. И пусть делают так, как у них принято. Мы не можем изменить жизнь другого человека, это кго выбор. А достойно похоронить или «как собаку»-это наш выбор. Японцы говорят, что жизнь наша будет такой, как мы ухаживаем за могилами предков. Я с ними согласна. По право
    ответить на комментарий
    • Skazka, 15.04.2018 20:19 #

      Кажется, вы не дописали.
      ответить на комментарий
      • elina, 15.04.2018 20:35 #

        Да... так получилось. Но мысль основную донесла.
        ответить на комментарий
  • Malechka, 15.04.2018 19:02 #
    +4
    4
    Психологи говорят, что человеку нужно место, куда он может прийти к своим умершим родственникам (могилы, кладбища, склепы), но мне не надо.   
     и мне не надо кроме деда мне просто надо к нему приходить, совсем не потому, что "надо"
    ответить на комментарий
    • Skazka, 15.04.2018 20:19 #

      Я просто нахожу причины, чтобы не идти. И на похороны Ивана тогда не пошла.
      ответить на комментарий
  • zelenaya, 15.04.2018 19:43 #

    Согласна с Диной. Помогать здесь - не поможешь. В ушах слова алкоголика: "я когда выпью, МНЕ легче". Чистый эгоизм. Похоронили согласно традициям. Замечаю, что на Брестчине как-то более заморачиваются с этими поминками, отпеванием. Витебщина имеет другие...традиции?
    ответить на комментарий
    • Skazka, 15.04.2018 20:18 #

      Не знаю, на Витебщине у меня никого нет. Родня по папиной линии из Солигорского района, они там вообще все завернуты на традициях, приметах, заморочках... Не знаешь, как шаг ступить, чтобы ничего не нарушить.
      ответить на комментарий
      • zelenaya, 15.04.2018 20:59 #

        Там не особо религиозны. Отпевания редки. Поминки символически. Южнее я вижу обязательные блюда поминок, бобы, кутья, после которой все расходятся и ты пы. Обязательное "подать записку" в храм. Оно у каждого свое, конечно
        ответить на комментарий
        • Skazka, 15.04.2018 21:02 #

          Не знала. Интересно, почему так.
          ответить на комментарий
          • zelenaya, 15.04.2018 21:26 #

            Не уверена, но возможно религиозная составляющая? Вот Люда писала, что у них ходят в храм на выпускной дети, там - об этом не слышали даже. Достаточно ветхие сооружения церкви. Мало прихожан. Венчания набирают популярность вот только только. Пасхальное Воскресенье и Вербное - пару человек идёт святить вербу и куличи. Вертеп на Рождество - не посещают. Да даже традиции свадебные совершенно различны. Два разных мира:)
            ответить на комментарий
            • Ayrlily, 15.04.2018 22:39 #

              Может там католиков больше? В браславе например, очень много людей ходит костел, на воскресную службу чуть ли не весь город, и расписание автобуса подстроено, чтобы люди могли успеть. В Лепеле была в костеле, когда отпевали бабушку мужа. Очень душевно, если это конечно, уместно тут употребить. На поминках та же кутья была
              ответить на комментарий
              • zelenaya, 16.04.2018 10:29 #

                Знакома только с православными там. Малыша крестила. Не знаю как описАть, меньше что-ли традиций. Южнее тут практически как расписано что-ли : определенный этап события или торжества - определенный ритуал. Там впринципе проще.
                ответить на комментарий
  • Zveroboy, 15.04.2018 20:50 #

    Каждому человеку, какой бы он не был - хочется оставить след на земле. А если он сам этого сделать не в состоянии, тогда за него это делают другие. Это природный закон этноса, древний инстинкт если хотите.. Чтобы род не прервался. 
    ответить на комментарий
  • kalinna, 15.04.2018 21:42 #
    +1
    1
    Тоже ужасно не люблю всякие обряды, особенно религиозные, особенно связанные с погребением. Стараюсь по возможности не участвовать. Но когда у подруги умер отец, поехала не раздумывая. Точно знала что моя поддержка будет не лишней.  Так и рассматриваю весь процесс, как поддержку близким ушедшего.  Все остальное шелуха.
    ответить на комментарий
    • krem, 15.04.2018 22:19 #
      +2
      2
      Согласна. И ещё все эти хлопоты по погребению, люди в доме'эти процедуры и обряды, накрывание столов это такой своеобразный психологический буфер для родных, который немного отодвигает момент.когда остаёшься наедине со своим горем.
      ответить на комментарий
  • Marleniken, 15.04.2018 22:16 #

    Я согласна с Диной, взрослого человека не исправишь, смысл его уговаривать и заставлять... А после смерти, конечно, нужно похоронить достойно, ведь это, как и крути, член семьи, хоть и заблудший. Уверена, что и при жизни родня помогла бы, чем могла, только все понимали, что проку будет немного  
    ответить на комментарий
  • Letto, 15.04.2018 23:52 #

    ну а что они могли сделать при жизни? ходить и устраивать его на работу? содержать алкаша? ходить прибирать за ним и кормить его? это его выбор как жить думаю, если бы он пришел к ним и сказал - помогите, не могу больше пить хочу как человек жить - то помогли бы а хоронить людей нужно. нельзя же просто в тряпку завернуть и в яму кинуть - вот и нашли костюм, купили гроб. и хорошо, что букетик приносят и за могилкой смотрят. если Вы не видите смысла в традициях - не соблюдайте. не любите алкоголь - не пейте. это все просто)
    ответить на комментарий
    • Skazka, 16.04.2018 12:13 #

      Я так и делаю. Но не соблюдать традиции не всегда получается. Не хочется по этому поводу с родителями ссориться. Поэтому иногда скриплю зубами, но исполняю.
      ответить на комментарий
  • whitecrow, 16.04.2018 02:31 #

    Я очень поругалась с семьей, когда не пошла на похороны мамы. Потому что уехал в Россию человек, а вернулась урна (спустя полгода после смерти). И я не хотела понимать, что в урне моя мама.  И я плохая дочь, но я не езжу на кладбище. Мама со мной, каждый день, в мыслях.  Но не могу я себя заставить ездить на кладбище. Может я когда-то к этому приду, но не сейчас.
    ответить на комментарий
    • Skazka, 16.04.2018 12:13 #

      Понимаю вас.
      ответить на комментарий
  • Nayana, 16.04.2018 08:11 #

    А как бы ты на их месте поступила?
    ответить на комментарий
    • Skazka, 16.04.2018 12:18 #

      Я так поступила - не пошла на похороны. И еще я злая и бессердечная, но когда он умер, его дочка еще доучивалась в колледже, и я подумала: жаль, что так поздно это случилось, она только несколько месяцев сможет получить пособие. От него живого никакой помощи детям не было. А так хоть что-то. Если бы сейчас случилась подобная ситуация с кем-то из родственников - вряд ли стала бы тянуть это на себе. Мне бы себя и ребенка своего вытянуть. Но и лицемерить бы не стала: в случае смерти организовала бы необходимый минимум, но без всяких панихид и поминальных столов.
      ответить на комментарий
Ответить автору поста
Skazka
99 постов
Посты блогера Skazka по датепо папкам
Показать еще 5 постов
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}